четверг, 14 февраля 2013 г.

Гений вне, а не внутри

Сначала я хотела написать пост 14 февраля в тему. День Святого Валентина, все-таки. Но этот пост вышел несколько более резким, чем, возможно, мне того хотелось. Поэтому я опубликую его завтра, чтобы не портить настроение влюбленным. К тому же, проснувшись с утра, с больным горлом, слабостью и нежеланием делать что-либо, я решила посмотреть лекцию TED. Я уже писала об этой организации в предыдущем посте. Ну, нужно же занять себя чем-то полезным? Не хочется проводить свободный от школы день в режиме "кровать-полоскание горла-кровать". На портале я искала что-нибудь вдохновляющее или жизнеутверждающее - а, лучше всего, призывающее к действию.


Очень долго я откладывала просмотр лекции Элизабет Гилберт. Все-таки 20 минут выкроить на то, что "вроде как и не очень интересно" - непростая задача. Но я рада, что наконец с нею справилась. Потому что лекция - удивительная.

В своем выступлении Элизабет Гилберт размышляет о завышенных ожиданиях по отношению к творческим людям и гениям. Она пытается объяснить, как не стать писателем-суицидником, который после оглушительного успеха не в состоянии сделать что-либо настолько же выдающееся, и поэтому опускает руки; как относится к своей творческой работе, когда кажется, будто то, что ты делаешь - худшее из того, что ты делал до этого. Почему не следует отчаиваться и бросать начатое на полпути. Как преодолеть чувство страха - за свою работу, за свое место в этом мире.

Автор бестселлера "Ешь.Молись.Люби" ищет источники этих психологических проблем и страхов в историческом отношении к авторству и процессу творчества. Она утверждает, что на самом-то деле идеи Ренессанса губительны для творческих людей. Человек - не центр мироздания. "Заставить человека верить в свои творческие успехи и провалы - все-равно, что заставить его проглотить Солнце. И то и другое одинаково разрушительно". Гений в понимании Гилберт - это вовсе не часть сущности человека. Слово это имеет древнеримское происхождение и обозначает не человека, а существо, помогающее ему. Таким образом, если бы это отношение не изменилось со тех времен, в мире бы было гораздо больше психически и физически здоровых музыкантов, архитекторов, писателей и т.д. Не было бы страданий по поводу неудавшихся произведений. Не было бы и мании величия. Ведь гений - это не ты. Это существо, которое помогает тебе или нет помогает, по собственному усмотрению. Над гениальным поэтическим произведением всегда работают двое: поэт и его вдохновение. Но поэт не является автором произведения - он проводник...

Выступление Элизабет пестрит интересными примерами и сравнениями. Мне было очень интересно узнать тот факт, что восклицание "Оле" произошло от занесенного в Испанию завоевателями слова "Аллах" - Бог. Не случайно его используют тореадоры и танцоры фламенко. Когда человек делает нечто непостижимое. Это обозначение чего-то невероятного, невозможного, чем человек управлять не может - сияния Бога. И вот о чем говорит затем Гилберт:
 
"Однажды танцор проснется и поймет, что его величайший успех остался позади. Он обнаружит, что больше не является искрой Божьей. Он просто человек, у которого болят колени. И, может быть, больше никто не вспомнит имя Бога, когда он танцует. И что же ему тогда делать до конца своей жизни? Это тяжело. Это одно из самых тяжелых признаний в творческой жизни. Но, может быть, такие моменты не будут столь болезненны, если вы с самого начала не верили, что самое изумительное и волшебное в нас исходит от нас самих. Если вы верили, что это дано нам в долг из какого-то невообразимого источника на какой-то период вашей жизни и что это будет передано другим нуждающимся, когда вы завершите свое дело. И вы знаете, если мыслить так, то это все меняет. Я начала так думать и я думала так последние несколько месяцев, пока работала над своей новой книгой, которая скоро будет опубликована. И ее выход наполнен сверхожиданиями на фоне моего прежнего пугающего успеха. И все, что я говорю себе, когда я начинаю нервничать по этому поводу: эй, не бойся! Не унывай. Просто делай свое дело. Продолжай делать свою часть работы, что бы ни было. Если твоя часть танец - танцуй. Если божественное, спонтанный гений, сопровождающий тебя, решит осветить тебя своим присутствием всего лишь на короткий миг - тогда "Оле!" А если нет, продолжай танцевать. И "Оле" для тебя, в любом случае. Я верю в это и чувствую, что мы все должны научиться такому отношению. "Оле", в любом случае, за то, что у тебя хватило настойчивости и любви продолжать делать свое дело."

http://www.ted.com/talks/elizabeth_gilbert_on_genius.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий